с. Красное, Ликино-Дулевское благочиние

Скоро Великий Пост

Великий пост предваряют три приготовительные недели, именующиеся по начинающим их воскресным дням. Во избежание путаницы, стоит отметить, что словом «неделя» в Церкви традиционно обозначается воскресный день, а для обозначения семи дней используется как слово «неделя», так и слово «седмица». Церковная седмица начинается не с понедельника, а с воскресенья.

  • 1 Неделя о мытаре и фарисее (4 воскресенье перед Великим постом).

В воскресенье за Литургией читается притча о мытаре и фарисее (Лк.18. 10-14), показывающая образ истинной молитвы.

С этого дня в богослужении появляются постные песнопения, что напоминает о необходимости подготовки к Великому Посту. Последующая седмица – сплошная, т.е. все 7 дней до следующего воскресения – непостные, что служит своеобразным подкреплением перед грядущим большим постом.

  • 2 Неделя о блудном сыне.

Евангельская притча о блудном сыне (Лк.15. 11-32), читаемая за воскресной Литургией, являет образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Суббота, которой заканчивается эта неделя, называется

  • Вселенская Мясопустная Родительская суббота (суббота перед Сырной седмицей, за 9 дней до Великого поста). Это один из специальных дней для особого поминовения усопших, в которые совершается особое заупокойное богослужение.
  • В конце заупокойной Литургии верующим раздается кутья – специальное сладкое блюдо (обычно вареные зерна с изюмом), которое съедается в память об усопших. Зерна символизируют будущее Всеобщее Воскресение; мед или сахар — блаженство будущей жизни. Кутья, сочиво, коливо – родственные блюда, приготовляемые и в другие дни, однако в каждом случае они имеют различный смысл.
  • В Родительские субботы и в большинство других дней года в храм, в специально отведенное для этого место (Канун) в память о своих усопших близких принято приносить продукты питания. Эти продукты раздаются неимущим, также идут на приходские чаепития и другие мероприятия. На канун нельзя приносить мясные продукты (их можно пожертвовать в трапезную), и ни в коем случае недопустимо жертвовать просроченные продукты питания.

!Заблуждением является то, что якобы в Родительские субботы можно подавать записки с именами самоубийц. Делать этого нельзя ни на каких службах ни в какие дни. Самоубийц допустимо поминать только в домашней молитве с благословения священника.

  • 3 Неделя о Страшном суде. Масленица. Сырная седмица.
  • Название Масленица связано с дохристианскими языческими весенними празднованиями. Православная Церковь принимает общий праздничный настрой этих дней, а традиционные блины вполне соответствуют правилам вкушения пищи в Сырную седмицу. Все же следует иметь в виду, что многие масленичные традиции (напр. Сжи-гание чучела) и чрезмерное буйное веселье, никак не могут соот-ветствовать нормам христианской жизни, и для верующего человека недопустимы.

За воскресной Литургией читается Евангельское повествование о грядущем Втором пришествии Христовом и Страшном суде (Мф.25. 31-46).

Следующая за этим воскресеньем седмица называется также Сырной. С понедельника уже не вкушаются мясные продукты, однако остальные скоромные продукты вкушать можно. В среду и пятницу не совершается Литургия и отменяется установленный в эти дни пост.

        4 Неделя сыропустная. Прощенное Воскресенье.

Это последний день, когда вкушается скоромная пища. В этот воскресный день, после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения – священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Относиться к этому следует не как к условной формальности или требованию приличия, а осознанно.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф.6. 14-15).

Это, конечно, не означает, что прощать и просить прощения нужно только в этот день. Этим не нужно пренебрегать и в другое время, смиряя свою гордость и «чувство собственного достоинства».